г. Пермь, ул. Монастырская, 12/1
+7 (342) 271-66-86, +7 (922) 333-96-47

Микроминиатюристы

Эдуард Казарян (20.06.1923-16.04.2012) — всемирно известный миниатюрист, считается основателем уникального искусства – микроминиатюры, человек творящий чудеса — чьи работы не имеют аналогов во всем мире, так как до сих пор не раскрыты все тайны создания этих шедевров. Тысяча микроскопических вещей хранят в себе большую суть, грандиозность и память о своем создателе.

Его первые микроминиатюрные композиции были выставлены в 1947 году в Национальном Музее Еревана. Всего на его счету Казаряна более 1000 работ. Его микро-шедевры дарились Сталину, Хрущёву, Хо Ши Мину, Хоннекеру, Рокфеллеру, Королеве Англии Елизавете II и многим другим известным историческим личностям.


Коненко Анатолий Иванович — омский художник-микроминиатюрист. Анатолий Коненко первый в Сибири в 1981 году начал заниматься искусством микроминиатюры.

За короткое время изобрёл и освоил технологию письма на маковых и рисовых зёрнышках, а позже и человеческом волосе. Позже изобретенные им инструменты для этого вида народного промысла были использованы для изготовления микроинструмента для офтальмологии. А. Коненко создал отдельное направление в искусстве — микроискусство. Им разработаны и используются технологии микроживопоси, микрографики, микроскульптуры, резьбы по кости и косточках плодовых деревьев, изготовление миникниг.

А. Коненко издал примерно двести миникниг, каждая из которых выходила тиражом не более 30-99 экземпляров. В 2011 году Анатолий Коненко отмечен Мировой академией рекордов за создание самого миниатюрного аквариума в мире. Стоимость его работ, таких работ как, «Подкованная блоха» или «Кузнечик со скрипкой» оценивается в 50 000 евро.


Рыкованов Андрей Леонидович — мастер художественной микроминиатюры, издатель миниатюрных книг.

За 20 лет творчества художником выполнено около 500 не повторяющихся произведений. Некоторые из них имели копии. Часть работ находится в музеях мира и частных коллекциях. Работы Рыкованова можно увидеть в Политехническом музее, Музее экслибриса (Москва), Музее-заповеднике «Палаты» (Владимир), Музее-квартире А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Музее-даче А. С. Пушкина (Пушкин, Санкт-Петербург), Музее «Домик няни А. С. Пушкина» (д. Кобрино, Лен. обл.), Музее А. С. Пушкина в Гурзуфе (Украина, Крым), Музее миниатюр (Франция, Монтелимар), Музее изящных искусств (Италия) и многих других.

Основной своей техникой мастер выбрал микроживопись, он изобразил многих известных личностей мировой истории и современности, некоторые из которых получили свои портреты в личную коллекцию. Это, например, Б. Н. Ельцин, президент Египта Хосни Мубарак, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Произведения Рыкованова потрясают своей красотой и точностью, им доводилось выступать в качестве незабываемых презентов для деятелей культуры и искусства, глав государств и городов. Микроминиатюры Рыкованова украсили личные коллекции народных артистов России Л. Зыкиной, В. Толкуновой, И. Кобзона, президента США Б. Клинтона, президента ЮАР Н. Манделлы.

А. Рыкованов единственный из мастеров-микроминиатюристов стал работать за микроскопом публично. Этим он раздвинул занавес, напускавший миф таинственности, почти нереальности, вокруг труда микроминиатюриста. Увидеть художника работающим за микроскопом можно на выставках или в мастерской художника под открытым небом в Лицейском садике в Царском селе (г. Пушкин, Санкт-Петербург).


Валерий Дворянов родился в 1947 году в г. Краснодаре. Его отец – человек, увлечённый творчеством, — создавал уникальные образцы миниатюрного оружия, поэтому интерес к миниатюре проявился у Валерия не случайно. Оружейная миниатюра занимает в творчестве мастера особое место. На протяжении нескольких десятилетий мастером была создана большая коллекция холодного и огнестрельного оружия различных систем, исторических периодов и государств. Высокий уровень исполнения заслужил внимание со стороны специалистов, которые отмечают поразительное сходство с оригиналами предметов коллекции, имеющими внутри, хотя маленький, но действующий механизм. Оценить эти произведения можно только при сильном увеличении. Фантазия мастера не перестаёт удивлять и покорять зрителя: в ушки швейных игл вставлены кинжалы, казачья шашка, аркебуза, крепостная пищаль, молоток, плоскогубцы. И всё это не больше 2 миллиметров!

Следующим шагом на пути совершенствования стали миниатюрные гравюры и рисунки, выполненные на крайне малых формах — рисовых и маковых зёрнах, конском волосе, костяных пластинках площадью не более 1 кв. мм. В собрании работ представлены как отдельные экспонаты, так и тематические коллекции – «Мой Пушкин», «Гербы, флаги, политические деятели», «Герои мультфильмов», «Веришь – не веришь» и другие. Миниатюры выполнены под микроскопом без помощи специального технического оборудования, буквально вручную. Очевидно, что изготовление миниатюр требует от мастера особого подхода. Требуется предельная концентрация внимания, вплоть до контроля за собственным дыханием. И тогда самые обычные материалы – будь то металл, дерево, конский волос, вишнёвая косточка, скорлупа ореха или зерно – открывают свои необыкновенные свойства, становясь в руках умельца послушным, принимая желаемые размеры и формы.


Деулин Юрий Владимирович — микроминиатюрист, художник нового направления в мировом искусстве, основатель микроминиатюризма.

Окончил Уральскую архитектурно-художественную академию по специальности художник ювелир. Сейчас сверхминиатюрные работы екатеринбуржца Юрия Деулина находятся в коллекциях многих музеев мира. Портреты из под микроскопа, умещающиеся в игольном ушке, подарены В.В. Путину и римскому папе в Ватикане Иоанну Павлу II. За спиной уральского Левши десятки творений. Так в игольном ушке у него заключены «Статуя свободы», «Коко Шанель», «Владимир Путин», и др. Есть картины, марки, микрокниги (0,5 х 0,6 мм), самолет в жемчужине (4 мм), часы (1,5 мм), на кончике человеческого волоса шахматный конь, слоник… Краски для рисования художник изобретает сам, а кисти делает из волоска блошиной лапки. Для каждой микроминиатюры приходиться изготавливать один, а то и два комплекта инструментов, которые очень быстро изнашиваются. Каждый из них уникален, и каждый резец, напильник сам по себе гораздо меньше скульптуры.